Главная » Статьи » Голос города

Все О Спасской Церкви Иркутск
все о спасской церкви иркутск

Описание объекта

1. Полное наименование объекта: Спасская церковь

2. Исторические события, связанные с объектом:

XVII—XIX вв.

Первая деревянная Спасская церковь Иркутска до наших дней не сохранилась. Она была построена в 1672 году примерно в центре Иркутского кремля. Спасская церковь сгорела 3 августа 1716 года.

Существующее каменное здание церкви было заложено в 1706 году. Основное здание построили к 1710-му, а колокольня и шпиль появились в конце 50-х—начале 60-х годов. Древнейшая часть храма имеет форму четверика.

Советское время

После Октябрьской революции Спасская церковь была на грани уничтожения. Её могли снести так же, как и другие памятники Иркутска того времени: Московские и Амурские ворота, Казанский кафедральный собор и другие. Но, к счастью иркутян и епархии, этого не произошло. Однако церковь закрыли в 1931 году. В разное время в ней размещались сапожная мастерская, коммунальные квартиры, различные организации.

В 1960 году вновь вернулся вопрос о сносе храма и Богоявленского собора. Специально для подписания соответствующих бумаг приехала Галина Оранская, архитектор из Москвы. Но вместого того, чтобы дать приказ о сносе, она взялась за их реконструкцию. В этом же году Спасскую церковь признали памятником республиканского значения.

В 1982 году храм был открыт для посетителей в качестве выставочного отделения Областного краеведческого музея.

Современный период

В июле 2003 года корона на купольном кресте церкви сдвинулась из-за сильного ветра. В результате пришлось вызывать специалистов, чтобы её снять. Операция длилась пять часов.

2006 год для церкви стал богат на события: иркутяне отмечали её 300-летие, храм был передан Иркутской епархии, проведена очередная реконструкция.

Осенью 2010 года к юбилею города началась основательная реконструкция церкви.

3. Местонахождение объекта: 664011, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Сухэ Батора, 2

4. Описание объекта:

Как единственное сохранившееся острожное сооружение, Спасская церковь позволяет определить место и границы иркутского кремля, составлявшего в течение 150 лет центр города. Первоначально церковь была меньше по объему: колокольню пристроили позже, как и каменный двухэтажный придел с северной стороны. Кровля была выполнена из дерева. Оконные проемы на фасадах были совсем небольшими. Чтобы сберечь тепло в долгую зиму, все окна закрывались ставнями. Со временем в растесанные оконные проемы вставлены двойные остекленные рамы, тес уступил место кровельному железу. О существовании железных дверей и ставен напоминают лишь вмурованные в стены подставки. Однако изменения не заслонили ни живописной композиции основных объемов, ни богатейших дивных узоров на самой стене.

На восточном фасаде храма размещены три многофигурные композиции. Левая из них показывает обряд крещения, по-видимому, местного бурятского населения. Центральная раскрывает сюжет крещения Христа на реке Иордан, а правая изображает группу лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого возлагают корону, фигурирует первый иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий.

На южной стене церкви находятся образы святых, которым была посвящена церковь и её приделы. Под самым карнизом четверика изображён Никола Мирликийский, а ниже — святой Митрофан Воронежский. На стене апсиды — лик Спаса.

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных: -

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности:

Спасская церковь – самая старая каменная постройка Восточной Сибири.

Спасская церковь — единственная в Сибири, на стенах которой имеется живопись, созданная в начале XIX века. Их уникальность заключалась и в том, что они присутствовали не только внутри, но и снаружи храма. В 70-х годах XX века внешние росписи были восстановлены, а внутренние были утрачены, так как не поддавались реконструкции.

7. Состояние объекта и степень сохранности: Объект находится в хорошем состоянии.

8. Охрана памятника: Объект охраняется Иркутской епархией Русской Православной Церкви

Наш дивный Спас на Ангаре

Вот уже триста лет украшает наш город белокаменная Спасская церковь — свидетель зарождения иркутского града. Для иркутян Спасская церковь — сердце города и зримый образ малой родины. Три века городской истории впитали в себя ее древние стены. Знаменательно, что в год своего 300-летнего юбилея, который иркутяне праздновали в прошедшем 2006 году, в стенах Спаса вновь зазвучали праздничные молит-вословия и верующие, как и прежде, заспешили на церковные службы в древнейший иркутский храм.

В Иркутском остроге в первое десятилетие его существования не было настоящего храма. В 1672 году казаки с боярским сыном Иваном Максимовым во главе и посадские люди выстроили первый деревянный храм «во имя Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа» в центре деревянной крепости. Благославенную грамоту на постройку Спасского храма Тобольский митрополит Корнилий дал еще в 1670 году Точных сведений об архитектуре и убранстве Спасского деревянного храма специалистами пока не обнаружено. Но в описи Иркутска 1684 году читаем: «Церковь эта была двухэтажная, холодная и теплая…: вверху холодная — в честь Нерукотворного Образа, внизу — теплая в честь Св. Николая. Она называлась соборною. Под папертью, кругом шесть лавок о двух житиях колокольня новая рубленная, шатровая с переходы, а под нею 4 лавки да амбар церковный казенный…». Из счетного списка за 1697 году видно, что на ко локольне были «часы с перечасьем».

В 1706 году в южной стене острога, усердием воеводы А.С. Синявина с участием граждан города, заложили каменную Спасскую церковь по благословению митрополита Тобольского Филофея. Строителем церкви был Моисей Иванович Долгих московский каменных дел под­ мастерье, работавший до приезда в Иркутск на строительстве тобольских и верхотурских храмов. В архитектурном плане новая Спасская церковь воплощала традиции древнерусского посадского храма: бесстолпный двухэтажный четверик, увенчанный одной главкой, двухэтажная трапезная с запада и полукруглая апсида с востока вместе являли образ храма-корабля с четким силуэтом по оси восток-запад. В 1710 году освящен был верхний холодный храм во имя Спаса Нерукотворного, в 1713 году освятили нижний теплый храм во имя Свт. Николая Мирликийского.

Первые преобразования храма датируются 1758 году, когда к трапезной была пристроена колокольня. На ней до начала ХХ ве­ ка сохранялся механизм боевых часов с колокольным звоном. В 1769 году во втором ярусе колокольни был устроен храм во имя Свт. Дмитрия Ростовского. В1770-е годы, когда население Иркутска значительно возросло, Спасский храм решено было расширить. Осенью 1777 году с северной стороны был заложен каменный пристрой: в нижнем этаже в честь Введения в храм Пресвятой Бого­ родицы (освящен 21.11.1778), вверху во имя Абалацкой иконы Богоматери (освящен 14.07.1784). В связи с устройством Дмитриевского придела под колокольней, по внешним стенам церкви (исключая восточную) на уровне второго этажа была устроена деревянная галерея с деревянным крыльцом. Галерея была разобрана в 1861 году во время ремонта храма. В это же время была заложена пустота в северной стене колокольни, устроенная раньше для лестницы на хоры Дмитриевского придела, восточная сторона церкви (апсида) была опоясана железными обручами. Этот ремонт уберег храм от сильных разрушений во время землетрясения 1861-1862 годов. В 1866 году в связи с выбором места для нового кафедрального собора архиепископ Парфений предложил Городской думе снести Спасскую церковь и на ее месте поставить новый собор.

Устояла Спасская церковь. находясь в эпицентре пожара. Огонь воспламенил деревянные стропила крыши северного придела, но вскоре был погашен. После пожара церковь была отремонтирована. В 1880 году на пожертвования И.Н.Трапезникова выстроена каменная ограда с железной решеткой. Такой ухоженной и справной шагнула церковь в свое третье столетие.

За два столетия в Спасской церкви служила целая плеяда сибирских иерархов. В 1720 году в соборном храме служил митрополит Тобольский Филофей (Лещинский). В память о служении Свт. Иннокентия (Кульчицкого) хранился указ от 27 августа 1727 года, извещающий о назначении Святителя епископом Иркутским и Нерчинским. Указ этот висел до революции в нижнем храме. Служил в Спасской церкви архиепископ Камчатский будущий митрополит Московский, ныне апостол Америки и Сибири Иннокентий (Вениаминов). В 1885 году состоялось сослужение трех преосвященных: Вениамина (Благонравова), Мелетия (Якимова) и епископа Камчатского Гурия.

Над поддержанием и приумножением красоты старейшего иркутского храма трудились священно- и церковнослужители, церковные старосты и добровольные жертвователи. Их имена по праву вписаны в историю Спасской церкви.

С установлением Советской власти в 1920 году все церковное имущество иркутских храмов было принято на государственный учет и сами храмы по решению гражданских властей передавались от одной общины к другой. В 1924 году Спасская церковь была передана вместе с Казанским и Богоявленским соборами обновленческой общине иркутских кафедральных соборов. В 1931 году Спасская церковь была закрыта для богослужения и приспособлена под сапожную мастерскую. В 1932 году храм могли взорвать вместе с Казанским собором, но заветный список Наркомата просвещения, в котором Спасская церковь числилась как исторический памятник, уберег ее от разрушения. Сорок лет в стенах древнейшего иркутского храма располагались мастерские, коммунальные квартиры, склады. К 1960 году храм пришел в полный упадок и запустение.

В 1960 году Спасская церковь была принята на учет как памятник архитектуры и истории. Началась подготовка к ее реставрации. В 1965 году московский архитектор Оранская Г.Г. подготовила проект реставрации, и через три года начались реставрационные работы. В процессе реставрации был разобран северный придел, растесаны окна на втором этаже храма, реконструирована настенная живопись южного и восточного фасадов. В воссоздании живописи принимали участие московские художники-реставраторы Грачев Л.М. и Маслов Е.М. Реставрация завершилась в 1980 году и памятник был передан в распоряжение Иркутского областного краеведческого музея.

Вы здесь

Начало строительства на территории Иркутского острога деревянной Спасской церкви относится к 1672 г. Грамота на постройку Спасского храма от сибирского митрополита Корнилия была дана намного ранее начала строительства. Хотя таковая грамота не сохранилась, но известно, что она была писана в 1670 г. В описи острога за 1682 г. упоминается деревянная Спасская церковь: «среди острога. колокольня новая рубленая».

Первые годы существования Спасской церкви были тяжёлыми: не было средст: приобрести церковную литературу, ризы, колокола и другие церковные принад­лежности. В 1686 г. была получена царская грамота, в которой было написано сле­дующее: «От царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя России самодержцев окольничему нашему боярину воеводе Фёдору Алексеевичу Головину. В нынешнем в 7194 (1686) г. апреля 27 день били челом нам, великим государям, иркутские дети боярские Остафий Перфильев и пятидесятники, и десятники, и рядовые казаки. В прошлых годах по указу отца нашего государства, блаженной памяти великого государя царя и великого князя Алек­сея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя России самодержца и по благословению богомольца нашего преосвященного Корнилия, митрополита Сибирс­кого и Тобольского, построена в Иркутском по их челобитию церковь во имя нерукотворного образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, дав придел Нико­лая Чудотворца, а книгами и причетниками скудно, потому что ако люди скудны и селиться вновь за малолюдством церковных причетников пропитаться нечем, и нам, бы, великим государям, пожаловать их, иркутских детей боярских и служивых людей, велеть им дать к той церкви всемилостивого Спаса Николая Чудотворца…книги и ризы, колокола, церковные потребы и церковным причетникам для их скудности учинить против иных сибирских городов руги. » И далее для церковный служителей определяется как денежное, так и натуральное содержание.

Просуществовала деревянная Спасская церковь до 1716 г. когда в Иркутске «учинился» сильный пожар. Этим пожаром уничтожены не только Спасская церковь, но и острожная стена между двумя каменными строениями: приказной избой и каменным зданием Спасской церкви. Колокола сгоревшей церкви перенесены на Сергиевскую башню острога. Каменная церковь начинает строиться в 1706 г. Сразу же после пожара воевода А. С. Синявин при содействии состоятельных граждан-иркутян способствует сбору достаточного количества денег для постройки каменного здания Спасской церкви. В 1706 г. в восточной острожной стене начато строительство двухэтажной церкви без колокольни. Изготовление изразцов и украшение им построений церкви выполнил иркутский посадский человек, мастеровой Иван Кир­пичник. Первым был торжественно освящён 1 августа 1710 г. верхний престол Спасителя нерукотворного образа. В этот день из деревянного здания Спасской церк­ви торжественно при сопровождении причта церкви переносили хоругвь с образом Спаса и пожалованную царём Петром икону в дорогой ризе. Хоругвь считали за реликвию, с которой в Прииркутье пришли первопроходцы, построившие здесь первое жильё и казённые постройки.

Нижний же престол Святителя Николая Чудотворца освящается 3 декабря 1713 г. А через четыре года, в 1717 г. освящён нижний тёплый придел во имя Святого Николая Чудотворца «с подписью на кресте, стоящем над жертвенником, что оная создана воеводою Ларионом Ракитиным».

В 1758 г. при Спасской церкви начала строиться каменная колокольня. Через два года было возведено два яруса колокольни. В дальнейшем строительство шло очень медленными темпами. Некоторые источники предполагают, что колокольня была готова в 1762 г. Из книги «К 200-летнему юбилею со времени основания каменного здания Градо-Иркутской Спасской церкви» известно, что 21 сентябре 1769 г. в паперти верхнего этажа под колокольней освящён храм во имя Святого Дмитрия, митрополита Ростовского Чудотворца. По заказу прихожан Спасской церкви в 1762 г. были отлиты колокола для новой колокольни. Из девяти изготов­ленных колоколов самый большой весил 270 пудов.

С северной стороны фасада пристраивается и 21 ноября 1778 г. освящается при­дел Входа в Храм Пресвятой Богородицы. В архитектурном отношении этот придел нарушал симметрию здания и не вписывался в общий силуэт церкви.

14 июля 1784 г. иркутский епископ Михаил освящает новый верхний придел Спасской церкви в честь «Абалацкия иконы Божия Матери». В паперти нижнего этажа Спасской церкви размещался храм во имя святых Петра Александрийского и Климента, папы Римского, устроенный на средства купца П. В. Солдатова. Престол этот был освящён 25 ноября 1808 г. Вследствие многолетних повреждений и разрушений от постоянной сырости этот придел 22 марта 1835 г. иркутским епис­копом Мелетием упраздняется.

На звоннице Спасской церкви 3 июля 1719 г. устанавливаются часы с боем. До этого времени городские башенные часы отслужили иркутянам около ста лет. Спас­ская церковь имела ещё одну оригинальность: какой-то круглый водоём, выложен­ный в старину против алтаря каменными плитами. Следы этого водоёма наблюда­лись ещё в 1899 г.

Строители Спасской церкви, до того, видимо, построившие в России не одну церковь, внесли в архитектурный облик иркутского храма элементы приёмов возведения старинных русских храмов. Это подчёркивается в сочетании строгости и простоты внешней отделки стен со сложностью художественных элементов отдел­ки обрамлений окон и дверей. Но уже в архитектуре Спасской церкви проглядыва­ются и барочные мотивы. Одно из таких проявлений замечается в различии отдель­ных элементов орнаментов каждого яруса храма при единой идее отделки здания. Характерно, что уже в архитектуре Спасской церкви стало проявляться влияние специфики климата на характеристику «сибирского барокко», учитывающую принцип наибольшего декорирования южных фасадов, освещенных в большей степе­ни. В противоположность этому декор северного фасада значительно скромнее. Это также нашло отражение и в композиционном построении храма: северный фасад имеет меньшее число оконных проёмов, да и площадь их меньше, чем у окон юж­ного фасада. Такая тенденция просматривалась и в деревянных сибирских постройках, особенно в жилых.

В своей многолетней истории Спасская церковь часто перестраивалась. Причи­нами были стихийные силы природы — землетрясения, наводнения, пожары и время, неуловимое время, разрушающее даже камень. В мае 1742 г. по всему Прибай­калью, включая и город Иркутск. совершилось «великое трясение». Этим земле­трясением был уронен крест, а своды получили сквозные трещины. Ещё одно мощ­ное землетрясение 30 и 31 декабря 1861г. нанесло большие повреждения Спасской церкви: «В верхнем этаже в самом замке лопнула арка, отделяющая трапезу в двух простенках на южную сторону оказались сквозные трещины, одна горизонталь­ная, другая косвенная, охватившая значительное пространство, в главном своде об­разовалась трещина, а свод в алтаре весь исщелился до необходимости переложить его снова.

Придельный храм Абалацкия Божия Матери, несмотря на сделанное в минувшее лето прикрепление его, как не в одно время с главным храмом строенного, железными обручами к главному алтарю, отошёл от него все перемычки в окнах как в верхнем, так и в нижнем этажах, лопнули. Городовой архитектор и чиновники от полиции 31 декабря сделали осмотр храма и объявили воспрещение отправлять службу». Несмотря на такие повреждения, граждане Иркутска довольно быстро собрали достаточное количество денег на исправления повреждений. Летом 1862 г. под присмотром архитектора Владислава Андреевича Кудельского и Александра  Евграфовича Разгильдеева производился капитальный ремонт Спасской церкви. Северный придел был притянут железными обручами к главному зданию. Таким же обручами была опоясана и стена апсиды, имевшая к тому времени несколько трещин. Укрепили и колокольню. Её стены стянули болтами. Кроме того, заложили кирпичом дополнительно ранее устроенный проём в толще стены и ослабив­ший её вход на хоры первого яруса. Во время капитального ремонта разобрали как обветшавшую  деревянную галерею.

Во время пожара 1879 г. вал огня долго не мог добраться до Спасской церкви. И только 24 июня около часа пополудни произошло возгорание её. После тушения пожара архиерейского дома к церковной ограде подошла противопожарная маши­на, доставленная из Вознесенского монастыря. При участии военного инженера М. Н. Огонь-Догоновского пожар был быстро потушен. Ущерб, причинённый Спасской церкви пожаром, составил около 1500 рублей. Практически церковь с частью городского сада, примыкающего к ней, уцелели. В 1880 г. основные работы по восстановлению сгоревшей части церкви были произведены. А в следующем году вместо сгоревшей церковной ограды строится новая.

Спасская церковь с течением времени неоднократно перестраивалась, достраивалась, а также подвергалась ремонтам, при которых часто изменялись строительные конструкции, и не всегда квалифицированно. О некоторых ремонтах выше уже говорилось. В 1846 г. подвергался исправительному ремонту нижний тёплый придел, после окончания которого он и был освящён 15 сентября. А в 1860 г. с благословения епископа Евсевия по предложению архитектора А. Е. Разгильдеева подвергся реконструкции весь нижний этаж церкви, который был расширен за счет разделки арок, отделявших главный Никольский храм от придела «Введения во храм Пресвятыя Богородицы». В приделе был устроен новый иконостас. Затраты на реконструкцию в сумме 2150 рублей взяла на себя супруга старосты Спасской церкви О. Ф. Мыльникова.

В 1901 г. на собственной территории вблизи западной стороны церковного зда­ния строится красивый большой каменный дом для причта. И стоимость дома со всеми службами была довольно высока — 9750 рублей. Первое электрическое осве­щение Спасской церкви состоялось 3 декабря 1909 г.

Все ремонты и перестройки часто наносили большой вред художественной и исторической ценности церкви. В середине шестидесятых годов XIX в. когда идея постройки в Иркутске большого нового собора приобрела практические очерта­ния, встал вопрос о существовании Спасской церкви. Дело в том, что место Спас­ской церкви некоторыми деятелями предлагалось отдать под строительство нового собора. Такое предложение поддерживал иркутский архиепископ Парфений, ко­торый обосновал, кроме всего прочего, своё мнение и тем, что в этом районе горо­да вблизи располагалось много церквей и что Спасская церковь ценности не пред­ставляет. Но Иркутская Городская дума под влиянием общественного мнения вы­несла своё решение: сохранить церковь как памятник иркутской старины, как первое каменное строение города из всех существующих на тот период времени.

В 1906 г. должно было состояться празднование двухсотлетнего юбилея Спас­ской церкви. Но празднование было перенесено на целый год, так как к празднику хотели отремонтировать всё здание церкви, построить новую ограду и обновить внутреннее убранство церкви. 29 апреля 1907 г. начались юбилейные празднества. Здание Спасской церкви было украшено гирляндами из цветов и зелени, на коло­кольне был укреплён вензель «200», а на фасадах установлено несколько десятков фонариков, плашек, горящих шкаликов и больших фонарей. Вся эта иллюмина­ция была зажжена. Зрелище было весьма великолепно.

В этом месте уместно упомянуть об одном иркутском ремесленнике. Его звали Александр Бобинов. Это был весьма смелый человек, отваживавшийся подниматься на верхушки церковных шпилей для снимания и воздвижения крестов. Он скон­чался в Борисо-Глебском приходе 4 июля 1867 г. Он был долгое время единствен­ным в своём роде специалистом.

Иркутские повествования. 1661 - 1917 годы. В 2 т. / Автор-составитель А. К. Чернигов. Иркутск: Оттиск , 2003. Т. 1. 

Источники: http://www.2r.ru/objects/34489, http://spashram.irk.ru/history/, http://irkipedia.ru/content/spasskaya_cerkov

Категория: Голос города | Добавил: irkutsk-3952 (20.09.2015)
Просмотров: 868 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Меню сайта
Вход на сайт
Наш опрос
Вы любите свой город?
Всего ответов: 82
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0